• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательская работа – всегда практическая

Интервью заведующей кафедрой факультетской педиатрии Сибирского государственного медицинского университета, руководителем технологической платформы «Медицина будущего» Людмилой Огородовой. В беседе с корреспондентом обсуждаются цели и задачи отраслевых центров прогнозирования, созданных по направлению «Науки о жизни» в рамках Долгосрочного прогноза научно-технологического развития, первые результаты и дальнейшие планы

Интервью заведующей кафедрой факультетской педиатрии Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ), руководителя технологической платформы «Медицина будущего» Людмилы ОГОРОДОВОЙ.

 Людмила ОгородоваЛюдмила Михайловна, в 2011 году СибГМУ вошел в число победителей конкурса Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». Сейчас, в том числе и на базе СибГМУ, создан центр, который координирует создание и работу федеральной сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования по направлению «Науки о жизни». Какова цель создания отраслевых центров прогнозирования и какие задачи, на ваш взгляд, должны стоять перед ними?

Сегодня поставлена задача модернизации экономики России, для чего необходимо обеспечить прорыв в области конкурентоспособных технологий. К сожалению, сегодня для этих технологий рынок просто не подготовлен, так как не структурированы новые отрасли, сектора. Именно этот факт является причиной многих проблем, возникающих с внедрением новых разработок. Ученые не имеют информации о том, в каких разработках заинтересовано государство, и их разработки не востребованы.

Для того чтобы устранить это препятствие, надо сделать несколько шагов. Во-первых, очертить сектор, для которого необходимо провести прогноз. Поскольку хорошую технологию (особенно медицинскую) нельзя создать за два года, то это должен быть долгосрочный прогноз.

Второй шаг – вести постоянный мониторинг развития сектора: что происходит в нем, какие разработки и предложения появляются на рынке, и не опоздали ли мы уже со своими идеями и намерениями. 

Кроме этого ситуацию необходимо  отслеживать по типу потребностей: что, еще помимо технологий нужно для формирования сектора? Какая стратегия коммерциализации нужна? Может быть, легче нашу разработку сразу вывести за рубеж? Или все-таки создавать в России, одновременно занимаясь гармонизацией стандартов и регламентов? Какие для этого нужны законопроекты? Какие источники инвестиций существуют или могут появиться? Есть ли кадры для данной технологии, есть ли производства, кто из бизнеса является основными игроками, готовыми инвестировать в технологию на раннем этапе? Много существует разных вопросов, по которым должна быть база для принятия решений.

Поэтому для меня работа по созданию сети ОЦП (отраслевых центров прогнозирования – Прим. ред.) это прежде всего новый исследовательский инструмент, который позволит выстроить работу технологической платформы фундаментально, то есть на такой основе, которая снимает риски всяких индивидуальных предположений.

Что уже удалось сделать в области формирования ОЦП на базе вашего вуза?

Прежде всего, мы выделили приоритетные области, в рамках которых будем работать. На это потребовалось время. Приоритетные области мы выделяли исследовательским путем, путем анкетирования. Это был первый и очень важный шаг для нас.

Затем мы открыли первый центр на базе СибГМУ, который стал координационным. На настоящий момент форсайт-центры также созданы в Балтийском федеральном университете им. И. Канта и Томском государственном университете. В ближайшее время откроем еще 7 центров отраслевого прогнозирования в тех приоритетных областях, что были выделены. Эти центры позволяют нам очень хорошо выстраивать инфраструктуру технологической платформы, потому что они выявляют игроков и их компетенции. Эксперт заполняет анкету, и мы из этой анкеты понимаем, в каких областях он компетентен.

Сейчас мы уже переходим к формированию кластеров на базе этих отраслевых центров и уже сегодня рассматриваем первые проекты, которые будут выполняться этими кластерами. И это очень важно. Я уверена, что наша работа не может быть только теоретической. Исследовательская работа – всегда практическая. Если есть приоритетная область, то должен появиться комплексный проект, который там исполняется.

Кроме того, мы подготовили учебно-методическую и законодательную основы работы центров: проекты приказов ректоров, проекты договоров, проект положения о центре и т.д. При методической поддержке Высшей школы экономики – координатора всего проекта по прогнозу, мы разработали все анкеты, которые нужны будут для форсайт-исследований, и презентационные материалы. На этой основе мы подготовили курсы повышения квалификации для работников наших отраслевых центров прогнозирования.

И какие задачи, сейчас стоят перед вами?

Прежде всего – закончить формирование инфраструктуры. После этого мы приступаем к обучению сотрудников ОЦП на местах.

Сейчас, разрабатывая учебно-методические инструменты и анкеты, мы их использовали в виде пилотов на отдельных участках. Мы их апробировали, причем анкету мы апробировали четыре раза, каждый раз внося в нее изменения. У нас было много мозговых штурмов. Поэтому очень важная задача сейчас для нас – это проведение учебы сотрудников в ОЦП тому, как пользоваться анкетой, как проводить мозговой штурм, как проводить технологический мониторинг, и т.п.

Ну и после этого переходим к широкомасштабным форсайт-исследованиям.

А если говорить о проблемах или сложностях, с которыми вам пришлось столкнуться на пройденных этапах, чтобы вы отметили?

Основная сложность – непонимание того, зачем вообще университету заниматься всей этой деятельностью. Наша деятельность получается малобюджетной, потому что грант небольшой, а некоторые привлекаемые нами эксперты привыкли принимать участие в крупнобюджетных проектах…

Очень обидно, что иногда университет, как организация, не видит, что данные работы обеспечивают репутационную характеристику вуза. Владение инструментом прогнозирования, внедрение такого инструмента на базе университета поможет им стать конкурентоспособным в области научного предсказания. Если ты владеешь таким инструментом, инструментом предсказания, значит проекты, которые ты будешь подавать на конкурсное финансирование науки и технологий, позволят тебе иметь приоритет. Кто может демонстрировать пример успеха? Тот, кто предсказал развитие. Это же очевидно.

Людмила Михайловна, кто основные потребители результатов вашего прогнозирования?

Во-первых, это сама технологическая платформа. Потребителями также являются министерства – многие отраслевые министерства сегодня сформировали программу долгосрочных прогнозов. И, например, Министерству образования и науки РФ важно понять те приоритеты, которые в эти программы заложены. Сохранятся ли они через год? Если видоизменятся, то как? Появятся ли новые игроки, которые могут повысить эффективность?

Кроме того, приоритеты спрогнозированы, но внутри приоритета должна появиться технология. Выбор технологии для развития приоритета – это тоже очень важно. Министерству образования и науки важно знать, на какие технологии, и на какие заделы надо объявить конкурс. А это тоже прогнозный процесс.

Я думаю, что потребителем результатов прогнозирования должна стать и программа инновационного развития страны. Потому что там описывается глобальная стратегия развития страны. Если мы выбираем инновационную стратегию, то нужно в глобальном масштабе представлять, какие технологии в этом плане конкурентоспособны.

Потребители могут найтись и в области бизнеса. Предположим, я вывожу на отраслевой сектор новую технологию. И мне надо понимать, подготовлены ли по этой технологии кадры, насколько она затратна, есть ли опытные производства и промышленные площадки, какие существуют стратегии коммерциализации для подобных технологий, есть ли источники инвестиций для дальнейшего развития и т.д.

Приведу другой пример. В Санкт-Петербурге есть кластер экологического и медицинского приборостроения. В него был вынужден объединиться малый бизнес, потому что по одному им на рынок выйти невозможно. И вот они сами себе заказывают технологический прогноз. Мы же можем им помочь: дать более зрелый и более высокоорганизованный материал.

Так что потребителей нашей работы должно быть много.