В журнале Journals of International Scientific Publications: Educational Alternatives опубликована статья экспертов Петрозаводского государственного университета Александры Кекконен, Светланы Сиговой и Валерия Гуртова «Crucial occupational skills forecasting: the experience of Russia and European countries»
Работа посвящена проблеме определения и прогнозирования профессионально значимых компетенций, необходимых работникам на рынке труда в современных условиях в России и за рубежом.
Работа посвящена проблеме определения и прогнозирования профессионально значимых компетенций, необходимых работникам на рынке труда в современных условиях в России и за рубежом. На примере национальной системы профобразования авторы показывают важность взаимодействия по этому вопросу между государством, системой образования и работодателями.
Роль анализа и прогнозирования значимых на рынке труда профессиональных компетенций, выступающих также одним из основных факторов развития человеческого капитала, является особенно важной для российского общества, которое сегодня стоит перед объективной необходимостью перехода к инновационной экономике.
Современное общество характеризуется тем, что любая информация сейчас стремительно устаревает, соответственно, быстро обесцениваются и специальные профессиональные знания. В таких условиях необходимо развивать систему прогнозирования перспективных компетенций и вооружать ими работников, выходящих на рынок труда. Эта система должна дополнить количественное прогнозирование параметров рынка труда, которого уже недостаточно для планирования развития человеческого потенциала страны.
Изучение зарубежного опыта в данной области позволит использовать лучшую практику развитых стран по обеспечению кадровых потребностей экономики с учетом профессионально значимых компетенций. В частности, внедрение в программы модернизации системы образования наиболее актуальных и адаптированных для России положений «Стратегии развития компетенций ОЭСР» (наряду с положениями долгосрочных программ развития страны) позволит органам исполнительной власти планировать перспективные направления развития регионов и обеспечивать соответствующую подготовку кадров. Среди других насущных задач в данной области авторы отмечают необходимость установления единой терминологии и инструментов оценки как полученных знаний, так и перечня перспективных профессиональных компетенций, а также значимость разработки механизмов эффективного распределения средств на развитие актуальных для рынка труда компетенций.