• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые информационные технологии и менеджмент качества

25 мая - 1 июня 2012 года в г. Белек (Турция) проходила IX Международная научная конференция «Новые информационные технологии и менеджмент качества/New information technologies and quality management». На мероприятии обсуждались возможности применения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки, повышения качества обучения и ИТ-менеждмента.

Конференция объединила представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», Московского института электроники и математики, Российской академии образования, Европейского центра по качеству, Вычислительного центра им. А.А. Дородницына, Российской академии наук, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки, ООО «Арт-флэш» и др.

В ходе встречи рассматривались пути повышения качества образования на основе эффективной информационной поддержки; нормативно-правовое обеспечение и перспективы развития электронного обучения в России. Участники поделились опытом управления эффективностью университета и использованием системы «Антиплагиат» в деятельности научных советов. Особое внимание было уделено возможностям и проблемам использования электронных образовательных ресурсов и доверенным системам хранилищ научно-справочной информации.

В рамках конференции состоялся круглый стол «Развитие компетентностного подхода при подготовке специалистов IT-сектора в контексте реализации новой социально-экономической стратегии России до 2020 года».

В.Н. Васильев, В.А. Голубенко, В.А. Гуртов (Петрозаводский государственный университет) рассказали о формировании перечня инновационных компетенций специалистов IT-сектора. Выступавшие представили модель производственно-технологических компетенций и обозначили «задачи будущего» приоритетного направления «Информационно-телекоммуникационные системы». Анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по подготовке IT–специалистов позволил составить перечень профессиональных компетенций выпускников образовательных программ и сравнить его с фактическими требованиями к компетенциям со стороны работодателей. Проведенное исследование дало возможность оценить соответствие компетенций работников «задачам будущего».

С презентацией «Достоинства и недостатки реализации компетентностного подхода в России: сравнение с лучшей мировой практикой» выступила Светлана Сигова (Петрозаводский государственный университет). Рассматриваемый подход соответствует концепции образовательного стандарта, принятой в большинстве развитых стран, и связан с переходом на систему компетенций в конструировании содержания образования и контроле его качества. Он заключается в развитии у студентов набора ключевых компетенций, который определяет успешную адаптацию выпускников в обществе и повышает их конкурентоспособность на рынке труда, что в итоге помогает найти баланс между потребностями рынка труда и возможностями системы образования. По словам С. Сиговой, использование компетентностного подхода позволяет заблаговременно определить, какие компетенции будут востребованными в будущем, и скорректировать образовательные программы.

В странах ОЭСР с целью определения и прогнозирования перечня востребованных компетенций как основы для подготовки кадров разработаны сбалансированные схемы взаимоотношений между государством, работодателями и системой образования. В России аналогичная система только зарождается, а взаимодействие происходит лишь на уровне отдельных заинтересованных участников (министерств, ведомств, ведущих вузов, профессиональных ассоциаций). Подобные единичные усилия не обеспечивают системного результата: регулярного мониторинга и актуализации востребованных работодателями компетенций, которые находили бы свое отражение в образовательных программах.

Проведение X Международной научной конференции «Новые информационные технологии и менеджмент качества» намечено на 2013 год. Планируется также организовать круглый стол «Развитие компетентностного подхода при подготовке специалистов IT-сектора в контексте реализации новой социально-экономической стратегии России до 2020 года».

Участники конференции обсудили направления дальнейшего сотрудничества с учетом задач в сфере ИКТ и подтвердили необходимость координации действий в данном приоритетном направлении.