• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

30 марта 2012 г. в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики был проведен тренинг «Создание сети центров прогнозирования по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы».

На тренинге обсуждались основные положения методологии форсайта, а также вопросы формирования практических навыков проведения форсайт-исследования.

Тренинг был организован Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

В работе приняли участие представители отраслевых центров прогнозирования Новосибирского государственного университета, Сибирского федерального университета, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), и др.

В ходе встречи обсуждался широкий круг вопросов, связанных с обучением участников основным положениям методологии Форсайта и формированием практических навыков проведения форсайт-исследования.

Дополнительной задачей тренинга являлась отработка технологии проведения тренингов, семинаров, заседаний экспертных панелей с использованием современных средств коммуникации. Для участия удаленных центров прогнозирования был организован телемост с представителями Новосибирского государственного университета и Сибирского федерального университета.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» был представлен на тренинге двумя докладами сотрудников Института статистических исследований и экономики знаний.

Доклад заместителя заведующего лабораторией исследований науки и технологии Дирка Майснера был посвящен зарубежному опыту форсайт-исследований, влиянию Форсайтов на развитие экономики передовых стран. Были описаны основные методы Форсайта, раскрыта их сущность. Участники тренинга особо отметили большую практическую пользу представленной докладчиком таблицы, содержащей данные о совместимости методов Форсайта между собой. Докладчик отметил существенное влияние Форсайта на современную инновационную экономику.

Заведующий отделом научно-технологического прогнозирования Александр Чулок коснулся практических вопросов выполнения Форсайтов в российских условиях. Докладчик осветил историю долгосрочного прогнозирования в России, отметил крайне высокую потребность в определении приоритетных направлений развития науки и техники, а также подчеркнул сложность формирования четких представлений о перспективных направлениях развития науки и техники и важность участия в этих процессах как представителей власти и руководителей предприятий, так и крупных ученых.

Во второй части тренинга был проведен мастер-класс по составлению анкет для опроса экспертов в рамках Форсайта. Было раскрыто, каким именно свойствам должна отвечать правильно составленная анкета. Были проанализированы пробные варианты анкет, составленные в Высшей школе экономики, раскрыта суть понятий «тренды», «вызов» и «окно возможностей», указанно, какие формулировки из пробного варианта анкеты этим условиям не удовлетворяют и нуждаются в корректировке.

По общим оценкам, в результате тренинга его участники смогли повысить свой уровень теоретических знаний в части Форсайта, что будет способствовать высокому научному уровню проводимых в отраслевых центрах исследований. На наглядных примерах они уяснили тесную связь между развитием Форсайта в России и результатами, достигнутыми в науке и технике, что позволяет сотрудникам центров эффективно вести работу по популяризации формирования отраслевых центров прогнозирования. Результаты тренинга, по их оценке, являются высокими, а поднятые на тренинге темы и их практическая направленность – актуальными.

Проведенный Александром Чулок мастер-класс, позволил участникам уяснить значение ключевых терминов анкеты (вызов, окно возможностей, молодые ростки), типичные ошибки в формулировании вызовов и окон возможностей. Оценивая содержание тренировочных анкет, участники убедились в недопустимости расплывчатых и непонятных формулировок. Данный опыт обеспечил эффективную работу по разработке анкет для опроса экспертов.