• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Uber-доктор»: можно ли перенести опыт такси на врачей

Одной из тем Петербургского международного экономического форума станут инновации и технологии, меняющие жизнь. О развитии телемедицины и существующих Uber-проектах в этой отрасли — в материале экспертов Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алексея Березного и Руслана Сайгитова, подготовленного для спецпроекта ТАСС.

Одной из тем Петербургского международного экономического форума станут инновации и технологии, меняющие жизнь. О развитии телемедицины и существующих Uber-проектах в этой отрасли — в материале экспертов Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алексея Березного и Руслана Сайгитова, подготовленного для спецпроекта ТАСС.

Перестройка способа доставки медицинских услуг потребителю является очевидным вектором развития системы здравоохранения. Особенно ярко это проявилось в развитии так называемой Uber-медицины.

Название «Uber-медицина» появилось по аналогии с сервисом такси Uber. Эта компания получила глобальную известность, сумев буквально за несколько лет взорвать рынки транспортных услуг в крупнейших мегаполисах мира за счет своей инновационной бизнес-модели.

Как это работает

«Uber-медицина» ориентирована на существенное повышение доступности врачебной помощи (прежде всего в области первичного медицинского обслуживания, включая педиатрию) с помощью интернет-технологий. Как и в случае с транспортной Uber, важнейшей особенностью этой модели в области медицинских услуг стало использование специального мобильного приложения, дающего возможность любому потребителю с помощью собственного смартфона в течение нескольких секунд вызвать на дом или в офис врача определенного профиля. Пациент вполне обоснованно может рассчитывать на его очень быстрый приезд, поскольку приложение с помощью навигатора определяет, кто из доступных врачей находится ближе всего.

Потребитель также может осуществить оперативный выбор любого из доступных в конкретный момент врачей, основываясь на отзывах (рейтингах) его предыдущих пациентов, а также заранее быть уверенным в фиксированной цене на получаемые медицинские услуги.

Для врачей и медсестер важными преимуществами участия в работе компаний, развивающих сервис телемедицины, являются не только дополнительные заработки (помимо основного места работы), но и возможности гибкого рабочего графика.

Как отмечалось в недавнем обзоре газеты Wall Street Journal, «развитие таких компаний стимулируется переплетением ряда трендов, включая возрастание интереса к так называемой экономике коллективного пользования, в рамках которой информационные технологии связывают производителей, обладающих незагруженными мощностями, с потребителями, заинтересованными в получении услуг, точно соответствующих их запросам. Многие врачи и медсестры, работающие в больницах, с удовольствием соглашаются на дополнительную работу в свободное от основной службы время».

Характерно, что в отличие от других отраслей (прежде всего в секторе пассажирских перевозок), где распространение модели Uber вызывает открытое неприятие (а иногда организованные бурные протесты и судебные иски) со стороны компаний-старожилов, действующих на основе традиционных бизнес-схем, в здравоохранении никаких признаков подобного отношения (во всяком случае, пока) не наблюдается.

Напротив, инновационные медицинские компании становятся все более привлекательным объектом венчурного инвестирования и создания разного рода партнерств для больничных сетей, которые рассматривают возрождающееся на этой новой основе домашнее медицинское обслуживание как средство сокращения числа ненужных посещений отделений экстренной помощи и случаев повторной госпитализации пациентов.

США: врач за 60 минут и видеоконференция

Хотя «Uber-медицина» начала развиваться в США всего несколько лет назад, сегодня компании, использующие эту инновационную бизнес-модель, работают уже практически во всех мегаполисах страны. При этом многие вносят в алгоритм те или иные модификации, адаптируя его к специфике своих возможностей и запросов основных пациентов.

Действующая с 2014 г. в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско фирма Heal, например, гарантирует появление врача в доме в течение 60 минут (после регистрации его вызова на сайте компании) за жестко фиксированную плату в $99.

Для ускорения логистики домашних посещений компания обеспечивает каждого врача ассистентом, который выполняет роль водителя и помогает донести портативную аппаратуру.

В Нью-Йорке фирма Pager использует транспортные услуги самой Uber, обеспечивающие быструю доставку врачей и медсестер для домашних визитов стоимостью $200.

В Миннеаполисе фирма RetraceHealth сразу после регистрации вызова пациента организует его видеоконсультацию с опытной медсестрой, находящейся в офисе компании (за $50), и лишь затем в случае необходимости направляет к нему врача из своего пула свободных в это время специалистов (еще $150).

В Атланте компания MedZed, наоборот, сначала направляет медсестру к пациенту на дом, чтобы та провела предварительные диагностические процедуры. Затем она, используя свой персональный ноутбук для видеоконференции, связывается с необходимым врачом, и уже последний определяет план дальнейшего лечения дистанционно.

Европа догоняет

Постепенно начинается проникновение бизнес-модели «Uber-медицины» и в страны Европы, хотя из-за широкого распространения государственной системы медицинского обслуживания процесс идет пока очень медленно.

Так, в Португалии первые шаги делает медицинская фирма Knok, которая создала в Лиссабоне пул из более чем 50 врачей, готовых оперативно выезжать по вызову больных, регистрирующихся на сайте компании. Стоимость их услуг составляет от 60 до 100 евро за визит, а оплата обеспечивается через специальное мобильное приложение. При этом пациенты могут ознакомиться на сайте с отзывами других больных о каждом враче, предлагающем свои услуги.

В Великобритании даже весьма консервативное министерство здравоохранения признало перспективность развития целого ряда элементов модели Uber и одобрило специальный грант в 500 тыс. ф. ст. на финансирование разработки мобильного приложения HealthCab, которое должно обеспечить оптимизацию транспортировки отдельных особенно чувствительных ко времени перевозки групп пациентов.

Авторы: Алексей Березной, д. э. н., руководитель Центра исследований отраслевых рынков и бизнес-стратегий Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ); Руслан Сайгитов, д. м. н., главный научный сотрудник Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Источник: ИТАР-ТАСС

07.06.2016

Другие публикации:

«Uber-доктор»: медицина нового поколения («Рамблер.новости», 07.06.16)