• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги «Водного форума БРИКС»

Страны, активно сотрудничающие в сфере водных ресурсов, как правило, не имеют поводов для конфликтов. Вопросы международной кооперации, интегрированного и более эффективного управления этой сферой, опирающегося на инструменты доказательной научно-технической политики, обсудили участники «Водного форума БРИКС», который прошел 29–30 сентября по инициативе Минобрнауки России в Высшей школе экономики.

Страны, активно сотрудничающие в сфере водных ресурсов, как правило, не имеют поводов для конфликтов. Вопросы международной кооперации, интегрированного и более эффективного управления этой сферой, опирающегося на инструменты доказательной научно-технической политики, обсудили участники «Водного форума БРИКС», который прошел 29–30 сентября по инициативе Минобрнауки России в Высшей школе экономики.

 

Вода сближает

«Доступ к пресной воде — один из важнейших глобальных вызовов, стоящих перед международным сообществом», — сказал на открытии форума Сергей Салихов, директор департамента науки и технологий Минобрнауки России. Вода высокого качества нужна для сохранения здоровья населения, биоразнообразия, эстетического и рекреационного потенциала природы, а также для ведения многих производственных процессов. Однако доступ к этому жизненно необходимому природному ресурсу в ряде стран и для определенных категорий пользователей существенно ограничен.

«К 2050 году глобальный спрос на воду увеличится на 55% по сравнению с уровнем 2000 года», — предупредил Александр Соколов, директор Форсайт-центра и замдиректора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. При этом 3,9 млрд человек (примерно 40% населения планеты) будут испытывать серьезный недостаток воды. И хотя Российская Федерация относится к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами государств, распределены они неравномерно: на европейскую часть страны, где живет более 70% населения и сконцентрирован основной производственный потенциал, приходится не более 10% их объема.

В странах БРИКС ситуация с доступом к чистой воде выглядит так:

Рис. 1. Доступность водных ресурсов на душу населения (млрд м3)

Данные из презентации Анумиты Радж

«Вода — ограниченный стратегический ресурс, и надо сообща действовать так, чтобы ее и в будущем всем хватало», — призвал учитывать интересы потомков Михаил Болгов из Института водных проблем РАН. Спикер представил задачи Водной стратегии Российской Федерации до 2030 года, которая сейчас разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии РФ.  Главным инструментом ее реализации является Федеральная целевая программа «Вода России».

«В мире насчитывается более 260 трансграничных бассейнов, поэтому любые изменения водопользования одной из стран, объединенных общим бассейном (и, соответственно, общей экосистемой), неизбежно отражаются на интересах остальных», — сказала Татьяна Бокова, замруководителя Федерального агентства водных ресурсов РФ. Это ставит вопрос о создании совместной системы управления водными ресурсами, базирующейся на взаимном уважении и учете национальных интересов сопредельными государствами.

Россия граничит с 14 странами, и бассейны 70 крупных и средних рек страны являются трансграничными. В большинстве случаев эти районы густо населены, в них расположена развитая промышленная и сельскохозяйственная инфраструктура. Из-за значительной антропогенной нагрузки, в частности недостаточной очистки сточных вод промышленных предприятий и коммунальных компаний, состояние водных объектов России стремительно ухудшается. Михаил Болгов привел такие цифры: ежегодно в водные бассейны страны сбрасывается около 11 млн тонн отходов. Объем сточных вод, которые подлежат очистке, составляет 19,2 млн м3. Из них только 11% проходит надлежащую очистку (для сравнения: в США — 63%, Японии — 35%, Бразилии — 34%), 71% — недостаточную, 18% — не очищаются вовсе.

«Возрастающая нагрузка на водные ресурсы может спровоцировать межгосударственные конфликты», — отметил на пленарной сессии спикер из Китая Цзюнь Ся(представлял Исследовательский институт безопасности водных ресурсов Уханьского университета и Институт по изучению круговорота воды и связанных с ним процессов на поверхности Земли Китайской академии наук).

И, наоборот, «страны, которые ведут активную кооперацию в сфере водных ресурсов, как правило, не воюют между собой», поделилась результатами научных исследований Группы стратегического форсайта (Индия) Анумита Радж. Для измерений интенсивности этого сотрудничества индийские эксперты ввели специальный индекс — Water Cooperation Quotient (WCQ), использовав для его расчетов ряд показателей, среди которых, например, количество межстрановых соглашений и договоров, регулирующих отношения сопредельных государств, и наличие совместных программ мониторинга водных объектов.

Некоторые результаты двух этапов исследования (проводились в 2013 и 2015 гг.): у России с Финляндией показатель водного сотрудничества равен 100 (отражает эффекты подписанного еще в 1964 году соглашения о пограничных водных системах); с Казахстаном — 65,45; с Эстонией — 56,36. В 2015 году WCQ России с Украиной составил всего 10,91, а с Грузией 0. Если показатель поднимается выше 18,18 баллов, страны имеют шанс наладить бесконфликтные отношения.

Научное партнерство в БРИКС

В 2015 году (в период председательства России в БРИКС) министры образования и науки стран Содружества подписали Московскую декларацию о сотрудничестве, ставшую рамкой для развития и институционализации совместных инициатив в сфере науки и образования. За каждой из пяти стран закреплены такие приоритетные направления:

  • предупреждение и ликвидация природных катастроф (Бразилия);
  • водные ресурсы и нейтрализация загрязнений (Россия);
  • геопространственные технологии и их применение (Индия);
  • новая и возобновляемая энергетика, и энергетическая эффективность (Китай);
  • астрономия (Южная Африка).

В 2017 году из средств Рамочной программы по науке, технологиям и инновациям стран БРИКС начнется финансирование совместных научных проектов по согласованным приоритетным направлениям с участием научно-исследовательских организаций и университетов стран БРИКС. Первый конкурс на их проведение Минобрнауки России объявил в мае 2016 года. Из 57 заявок, допущенных к конкурсу, 6 заявок (10% от общего количества) были по водной тематике. Всего от российских ученых поступило 70 заявок. Итоги конкурса подведут на встрече старших должностных лиц по науке стран БРИКС, которая пройдет в феврале 2017 года, сказал Сергей Салихов, директор департамента науки и технологий Минобрнауки России.

Эту и другие программы финансирования научных и инновационных проектов в сфере водных ресурсов участники форума обсудили на специальном круглом столе. Модератор Дмитрий Коротков из того же департамента Минобрнауки России призвал вузы взаимодействовать более активно (буквально «встречаться») с компаниями — это до сих пор лучший способ привлечь внимание к своим разработкам. Национальные инвесторы с большей вероятностью войдут в инновационные проекты, видя, что их потенциальные партнеры участвуют в международных научных коллаборациях, — поделилась своим наблюдением Шанна Ниенабер из Комиссии по исследованию водных ресурсов (ЮАР).

Концепция технологического и инновационного сотрудничества стран БРИКС в области управления водными ресурсами и экологии разработана также при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ. О ней напомнила Татьяна Бокова из Федерального агентства водных ресурсов. Документ направлен на укрепление технического взаимодействия между промышленными предприятиями, государственными и частными организациями путем предоставления доступа к новейшим технологиям и лучшим практикам.

Сетевой университет БРИКС

Другой важный результат председательства России в БРИКС — создание Сетевого университета (СУ) БРИКС. Меморандум о его учреждении был подписан в ноябре 2015 года. Этот открытый образовательный проект в будущем станет кузницей рабочих кадров для структурных подразделений БРИКС, например, Нового банка развития БРИКС. Планируется, что в его состав войдут 55 вузов (пока 44). Россию в Сетевом университете БРИКС представляют НИУ ВШЭ, МГИМО, МГУ, МФТИ, МИСиС, Томский политех, РУДН, СПбГУ, ИТМО, УрФУ и другие ведущие вузы.

В рамках форума состоялись презентация Сетевого университета БРИКС (ее представил Борис Железов, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ) и встреча международной тематической группы СУ БРИКС «Водные ресурсы».

Экспертиза НИУ ВШЭ в области водных ресурсов и проблематики БРИКС

В НИУ ВШЭ работают три научных института, специализирующиеся на вопросах устойчивого использования и охраны водных ресурсов, а также развития водохозяйственного комплекса.

Сравнительный анализ национальных инновационных систем стран БРИКС провели эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках многолетнего участия в международной научной коллаборации (сети GLOBELICS). Результаты работы отражены в серии монографий BRICS National Systems of Innovation, изданных Routledge в 2013–2014 годах.

Еще одно важное направление исследований НИУ ВШЭ в контексте проблематики БРИКС — выявление научно-технологического потенциала, приоритетов и перспективных направлений сотрудничества России и других стран Содружества, в том числе в области водных ресурсов.

Наиболее чувствительные для государств БРИКС глобальные вызовы, которые будут определять их водную ситуацию в средне- и долгосрочной перспективе, участники форума обсудили на круглом столе о форсайт-исследованиях и научно-технической политике. В управлении такой сложной областью, как сфера водных ресурсов, не обойтись без постоянного мониторинга глобальных технологических трендов, отметил его модератор, замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.

Эксперты НИУ ВШЭ используют для мониторинга собственную систему текст-майнинга (интеллектуального анализа больших объемов неструктурированных текстовых данных). О принципах работы системы рассказал ведущий эксперт Форсайт-центра Илья Кузьминов. Результаты анализа «больших данных», в частности, показывают: из всех глобальных вызовов в сфере управления водными ресурсами с помощью технологических инноваций наиболее серьезные предпосылки имеются для решения проблемы очистки воды от загрязнений. Тогда как для решения проблем негативного воздействия изменения климата на водные ресурсы, усиления проблем водного стресса и истощения грунтовых вод достаточная технологическая база пока отсутствует.

Из результатов текст-майнинга следует еще один вывод: разрыв в водном благополучии развитых и развивающихся стран будет расти. Глобальные научные исследования и технологические разработки сейчас направлены на решение водных проблем развитых стран и в гораздо меньшей степени — на преодоление острейших водных проблем развивающихся стран, которые особенно нуждаются в помощи. Странам Африки посвящено значительно меньше научных работ в этой области, чем США, Австралии и даже такой высоководной стране, как Канада. При этом наибольшее количество обсуждений, связанных с угрозами водной стабильности, привязано к Китаю, страдающему от сложнейшего клубка водных проблем.

Ситуация в российском водохозяйственном комплексе может развиваться по четырем сценариям, которые в 2014–2015 годах определили эксперты Форсайт-центра вместе с коллегами из США, Нидерландов, Японии, Бразилии, Индии и других стран в рамках форсайт-проекта, реализованного при поддержке компании РЕНОВА. Его результаты прокомментировали ведущий научный сотрудник Форсайт-центра Лилиана Проскурякова и профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, управляющий директор федерального центра проектного финансирования Группы ВЭБ Сергей Сиваев.

По оценкам экспертов, наиболее вероятными представляются сценарии «Убыточность и аварийность» и «Консервация проблем». Наиболее желательный сценарий носит название «Почти идеальное будущее»: он предполагает стабильное развитие российской экономики, отсутствие санкций, улучшение инвестиционного климата и изменение тарифной политики в водохозяйственном комплексе, что в сочетании с доступом к финансовым ресурсам позволит модернизировать оборудование и инфраструктуру.

Цифры и факты о Водном форуме БРИКС

Программный комитет, состоящий из 55 ученых и специалистов стран БРИКС, отобрал более 160 сессионных докладов. Они были представлены на 8 тематических секциях и 4 круглых столах. Кроме того, 50 докладов были включены в программу постерной сессии. На форум зарегистрировались почти 380 российских и около 90 зарубежных участников из 17 стран.

В итоговой  резолюции форума звучат рекомендации активизировать сотрудничество стран БРИКС по вопросам управления водными ресурсами и проводить такой форум на постоянной основе.

Сайт Водного форума БРИКС: bricswater.org.
Материалы конференции: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/194915736
Текст: Елена Гутарук

Фото: Михаил Дмитриев, пресс-служба НИУ ВШЭ

   
  Итоговая резолюция форума (.doc)
   
  

Новость (релиз) на портале НИУ ВШЭ

Новость на официальном портале Министерства образования и науки РФ

Новость на официальном портале Федерального агентства водных ресурсов

   
  Публикации СМИ о форуме
   
 Фотографии основных дискуссий форума
  

 

Видеоматериалы: